Афиша Классика в Москве 24 сентября 2025 (4)
19.00 Концерт «Свиридов – 110. БСО им П.И. Чайковского. Мастера хорового пения» 6+
⚲ МКЗ «Зарядье», г. Москва ул. Варварка, 6, стр. 4, Москва
🗎 [от 500₽] — Александр Суханов, баритон Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» Хор мальчиков и юношей Cantus Дирижёр — Лев Конторович Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского Дирижёр — Арсентий Ткаченко К юбилею Георгия Свиридова исполнители представят программу из его малоизвестных сочинений. «Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему ещё не оценён. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры», — считал академик Дмитрий Лихачёв. Прозвучат фрагменты последнего произведения композитора, оставшегося незавершённым, — хорового цикла «Песнопения и молитвы». В полном виде произведение состоит из 27 номеров, но Свиридов задумывал его как грандиозный цикл «Из литургической поэзии», включающий 43 части. Перед смертью автор готовил сочинение к печати, но значительная часть материала сохранилась на разрозненных листках, изданных после его смерти. Центром программы станет премьера хора «Благослови, душе моя, Господа». Это песнопение осталось только на аудиокассете в исполнении самого Свиридова, который пел одну партию и играл остальные голоса на рояле. Полная рукопись хора утеряна или не существовала вообще: автор записал на бумаге лишь начальный и заключительный фрагменты, в то время как на кассете номер записан почти целиком. Песнопение никогда не исполнялось ранее, так как предстояла серьёзная работа по расшифровке аудиозаписи. Программа В программе возможны изменения I отделение Свиридов Песнопения и молитвы для хора без сопровождения на слова из литургической поэзии. Часть IV. «Из Ветхого Завета» «Господня земля» «Песнь очищения» «Царь славы» «Благослови, душе моя, Господа» Премьера Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» «Молитва» «Любовь святая» «Покаянный стих» «Гимны Родине», поэма для смешанного хора на стихи Фёдора Сологуба «Наш север» «Русское сердце» «Грусть просторов» II отделение Свиридов «Привет, Россия!» для солиста, смешанного хора и оркестра Слова Николая Рубцова «Слева — поле, справа — поле…» из цикла «Четыре песни на слова Александра Прокофьева» для смешанного хора в сопровождении инструментального ансамбля «Песня военного времени» из цикла «Четыре песни на слова Александра Прокофьева» для смешанного хора в сопровождении инструментального ансамбля «Яблочко» из оратории «Песни гражданской войны» для солистов, хора и оркестра Слова Павла Тычины и Александра Прокофьева «Памяти балтийцев, погибших на войне» («Из Таллина шли корабли к Ленинграду…») для смешанного хора и оркестра Слова Александра Прокофьева «Смоленский рожок» (из поэмы «Василий Тёркин») для смешанного хора и оркестра Слова Александра Твардовского «Солдатская шинель» (из поэмы «Василий Тёркин») для смешанного хора и оркестра Слова Александра Твардовского Проект Гимна СССР для смешанного хора и оркестра Слова Александра Твардовского Микита Пассакалия памяти Свиридова Мировая премьера Источник: zaryadyehall.ru
19.00 Концерт «А. Вивальди «Времена года». Шедевры барокко» 6+
⚲ Соборная палата ПСТГУ, Лихов переулок, д.6
🗎 [от 800₽] — 24 сентября приглашаем вас в роскошный зал Соборной палаты, чтобы насладиться золотой осенью под великолепные звуки музыкальных шедевров. Специально для наших дорогих зрителей прозвучат жемчужины из коллекций выдающихся композиторов эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. На сцену поднимутся виртуозные музыканты московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra под руководством дирижёра Сергея Лурана и подарят вам незабываемые эмоции! Тема времен года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности. В оригинале он называется «Le quattro staggioni» (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание. Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле К.Ф.Э. Баха. Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приемы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя. Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты И.С. Баха соль минор, несмотря на включение ее в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070. Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников И.С. Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана. Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что В.Ф. Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты. Программа I отделение А. Вивальди. Цикл концертов «Времена года»: Весна. 1. Пришла весна 2. Спящий пастух 3. Деревенский танец Лето. 1. Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина 2. Летняя страда 3. Летняя гроза. Осень. 1. Танец и песня крестьянских парней 2. Спящие пьяницы 3. Охота. Зима. 1. Сильный ветер 2. У камина 3. Прогулка по льду II отделение Г. Ф. Гендель. Концерт для альта с оркестром h moll И. С. Бах. Увертюра g moll BWV 1070 *В программе возможны изменения Исполнители Московский камерный оркестр — Tchaikovsky orchestra Художественный руководитель и дирижёр — Сергей Луран Солистка — Ирина Писарева (скрипка) Солистка — Ксения Дьякова (альт) Студия камерной музыки Simple Music Ensemble Cозданый дирижером, композитором и продюсером Сергеем Лураном. В состав оркестра вошли яркие молодые музыканты, выпускники Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных. «На каждом концерте мы стремимся создать определенную атмосферу, выстроить связь со зрителем, погрузить его в свою вселенную. Наша задача не просто озвучивание нотного текста, мы рассказываем историю» Сергей Луран.