Афиша Классика в Москве 9 июля 2025 (9)
19.00 Балет «Спящая красавица» 6+
РАМТ
[от 2500₽] — Балет в 2-х действиях Замысел балета по сказке Шарля Перро «Красавица спящего леса» (1697) принадлежал князю Всеволожскому. Он решил воссоздать придворный балетный спектакль ФранцииXVII-XVIII веков. Первые афиши представления определяли жанр зрелища как балет-феерию. Сюжет балета, как и первоначальный постановщик Мариус Петипа, родом из Франции. Но за более чем сто лет сценической жизни «Спящая красавица» неоднократно меняла свой облик по велению легко руки хореографов. Знаменитый балет «Спящая красавица» уникален своей способностью воскрешать золотой век правления Людовика XIV. Это — шедевр классики, впервые поразивший умы и сердца в 1890 году, и по сей день продолжает непрестанно восхищать даже самого искушённого современного зрителя. Музыка, написанная Чайковским по просьбекнязя Всеволожского, представляет собойодну из самых светлых партитур композитора,воплощая его мечту об идеальноммироздании.
19.00 Концерт «Велики шедевры о любви в сиянии тысячи свечей» 6+
Соборная палата ПСТГУ
[от 2000₽] — Праздничный концерт посвященный Дню семьи, любви и верности. Уникальный музыкальный опыт. «Сила музыки и света» — великая классика зазвучит в завораживающей атмосфере тысячи свечей. Представьте, Соборная палата, окутанная волшебным мерцанием тысячи свечей. Музыка и свет сплетаются в единую драматургию, создавая неповторимую атмосферу. Каждая искра создает уютную интимность, подчеркивая глубину и красоту музыкального искусства. Вы словно попадаете в другую реальность, где музыка не просто звучит, а проникает в душу, пробуждая эмоции и чувства. «Любовь сильнее всего, святее всего, несказанней всего!» — эти слова Николая Михайловича Карамзина как нельзя лучше отражают суть волшебного чувства, которому посвящён наш вечер. 9 июля в Соборной палате распахнутся двери в мир гармонии и красоты, где музыка станет проводником в самые потаённые уголки человеческого сердца. Концерт «Великие шедевры о любви» раскроет перед вами многогранную палитру этого прекрасного чувства, воспетого гениями мировой музыки. Мы знаем разную любовь: любовь материнскую, родительскую, любовь братскую, любовь-дружбу, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Родине, жертвенную любовь, любовь Бога к человеку и любовь человека к Богу. В древнегреческом языке для каждого из этих проявлений любви существовало отдельное слово, в русском же языке все это зовётся одним словом, и слово это — любовь. Именно любовь вдохновляла композиторов всех времён на создание великих музыкальных шедевров, которые каждый раз откликаются в сердцах людей, наполняя их души красотой и любовью. Эти жемчужины мировой музыкальной культуры и составят программу концерта. Впервые в Соборной палате выступит ярчайшее трио «Melody» — звуки фортепиано переплетутся с прекрасным сопрано и бархатистым контральто. Первый блок программы посвящен любви Бога и человека. В него войдут произведения И.С. Баха и знаменитые композиции «Аве Мария», посвящённые Богоматери. Второй блок будет посвящен любви «земной», в него войдут знаменитые классические арии, которые составили золотой фонд мирового женского вокального репертуара, и инструментальные произведения. Программа Каччини, Аве Мария (дуэт) Шуберт, Аве Мария ( дуэт) Масканьи, Аве Мария Висков, Аве Мария Рахманинов, Ангел Чайковский, Мой гений, мой ангел мой друг сл. Фета Рахманинов, Молитва ( соло сопрано) Даргомыжский, ст. Пушкина Владыко дней моих (соло меццо) Надеждина ст. князя К. Романова «Научи меня Боже любить» (Дуэт) Лядов, Соло фортепиано Чайковский, Уж Вечер дуэт из Пиковой дамы Чайковский, Дуэт Прилепы и Миловзора В программе возможны изменения Исполнители Лауреаты международных конкурсов Мария Кулакова (Арфа) Светлана Полянская (Вокал) Мария Моисеева (Орган) Ингеборга Любомирская (Ведущая)
19.00 Опера «Хованщина» 12+
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
[от 1200₽] — Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Опера «Хованщина» удостоена премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Спектакль – лауреат Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» 2016 года в номинации «лучший спектакль в опере» «А что, если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Ковырять чернозем не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется: страшно, а хорошо! Что тогда? Не ведомо мне, что ли, на что отзвук дать? Не чую, где сила кроется, где правда глаза застилает, да, пожалуй, и ноздри: чихнешь с досады! Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. Ковырнуть чернозем можно орудием состава ему постороннего. И ковырнули же в конце XVII-го Русь-матушку таким орудием, что и не распознала сразу, чем ковыряют, и, как чернозем, раздалась и дыхать стала. Вот и восприняла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей многострадальной опомниться и подумать: «куда прет?» Сказнили неведущих и смятенных: сила! А приказная изба все живет и сыск тот же, что и за приказом; только время не то: действительно и тайно статские мешают чернозему дыхать. Прошедшее в настоящем – вот моя задача. «Ушли вперед!» – врешь, там же! Бумага, книга ушла – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, – там же!» М.П. Мусоргский. Из письма к В.В. Стасову. Июнь 1872 года Мировая премьера оперы «Хованщина»: 21 февраля 1886 года Музыкально-драматический кружок в Зале Кононова, Санкт-Петербург Премьера постановки в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: 18 февраля 2015 года Оркестровка Дмитрия Шостаковича Завершение оперы Владимира Кобекина
19.00 Концерт «Моцарт при свечах. Ночь в Зальцбурге» 6+
Архиповский музыкальный салон на Большой Никитской
[от 1725₽] — Моцарт при свечах. Ночь в Зальцбурге Атмосферный концерт в мерцании свечей! Мелодион Melodion Вас ждет ощущение полного погружения в мир Гармонии, Красоты и Музыки. Уход от повседневности и сказочно яркие впечатления... Таинственная Зальцбургская ночь, наполненная очарованием музыки. Это настоящее чудо! В Зальцбурге во всей своей красе пышно расцвел стиль барокко. Зальцбург — родной город великого Моцарта. И не случайно фронтмен Квартета Наталья Тупикова-Мороз назвала свой концерт именно так: «Ночь в Зальцбурге». Вас ждет великолепная по красоте музыка, не только квартетная, но и симфоническая в переложении для струнного квартета, музыкальные сюрпризы. И пока музыканты играют сочинения, а зрители приходят на концерты, музыка и память о композиторе жива. А где-то в Зальцбурге, бронзовый Моцарт на Соборной площади слушает музыку, задумчиво подняв лицо к небу. Похоже он счастлив... В программе: музыка В. А. Моцарта: Маленькая ночная серенада (в 4-х частях) G-Dur K. 525 Увертюра к опере «Женитьба Фигаро» Увертюра к опере «Волшебная флейта» Симфония № 40, 1 часть (переложение для струнного квартета) Струнный квартет № 3 G-Dur K. 134 B Дуэт для скрипки и альта G-Dur В программе возможны изменения* в одном отделении продолжительность 70 мин. Исполнители: Лауреат международного телевизионного конкурса канала «Россия-Культура» Квартет 4?4 (2-й сезон). Лучший струнный квартет проекта Квартет 4?4 (2-й сезон) Струнный квартет Мелодион под руководством Натальи Тупиковой-Мороз (альт) Агафия Григорьева (скрипка) Снежана Пащенко (скрипка) Савва Григорьев (виолончель) Мелодион признан лучшим Струнным квартетом проекта телеканала Россия-Культура «Квартет 4?4» (2-ой сезон), является Лауреатом престижных музыкальных конкурсов в академическом стиле. Обладатель и хранитель традиций русской струнно-смычковой школы Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Мелодион — единственный струнный квартет, играющий стоя. С одной стороны, играть стоя сложно — это особенное умение, так как скрипки, альт и виолончель находятся в разных плоскостях. С другой, такая манера игры дает музыкантам большую свободу в выражении своего мастерства и эмоций. Зрители и поклонники Квартета знают — любой концерт с участием Мелодиона «это волшебный концерт, заряд живой энергии и слезы радости!» — цитата из отзывов зрителей.
19.00 Концерт «Органные вечера в Кусково. Великий Бах. Д. Зарецкий (орган)» 6+
Усадьба Кусково
[от 650₽] — Даниэль Зарецкий — один из ведущих отечественных органистов, заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса органистов в Германии, профессор Санкт-Петербургской консерватории, обладатель титула «Органист года» — представит на юбилейном XV фестивале «Органные вечера в Кусково» программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха, 340-летие со дня рождения которого отмечает в этом году весь мир. Исполнитель включил в свой концерт оба вида органных сочинений, к которым композитор обращался на протяжение всей жизни. Это и чисто инструментальные опусы, демонстрирующие в полной мере «концертный» стиль немецкого гения — величайшего виртуоза и импровизатора своего времени, и одночастные хоральные прелюдии, в камерном звучании которых в полной мере раскрывается мир лирических и возвышенно-созерцательных образов музыкальной Вселенной по имени «Бах». Публика услышит Фантазию соль мажор, Первый и Четвертый органные концерты, являющиеся транскрипциями скрипичных концертов принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, а также Прелюдию и фугу си минор. Из произведений, созданных на основе протестантских хоралов, органист также выбрал несколько подлинных шедевров. Это Хоральная прелюдия «Wenn wir in hoechsten Noten sein» («Если мы в глубокой нужде»), Хоральная партита «Ach, was soll ich suender machen» («Ах, что мне делать, грешному»), а также шесть миниатюр, объединенных в единый цикл под названием «Шесть шюблеровских хоралов». Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Фантазия соль мажор, BWV 572 Хоральная прелюдия «Wenn wir in hoechsten Noten sein» («Если мы в глубокой нужде»), BWV 641 Концерт № 4 для органа до мажор, BWV 595 Хоральная партита «Ach, was soll ich suender machen» («Ах, что мне делать, грешному»), BWV 770 Концерт № 1 для органа соль мажор, BWV 592: 1. Allegro 2. Grave 3. Presto 6 шюблеровских хоралов, BWV 645–650: «Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Вставай, нас зовет голос»), BWV 645 «Wo soll ich fliehen hin» («Куда мне бежать»), BWV 646 «Wer nur den lieben Gott lasst walten» («Кто положится на милость Господа»), BWV 647 «Meine Seele erhebt den Herren» («Моя душа возносит хвалу Господу»), BWV 648 «Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ» («Ах, останься с нами, Господи Иисусе Христе»), BWV 649 «Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter» («Спустись, Иисус, с небес»), BWV 650 Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
20.30 Концерт с песочной анимацией «Бах. Токката и фуга ре минор. Мусоргский. Картинки с выставки. Сен‑Санс. Пляска смерти» 12+
Кафедральный собор святых Петра и Павла
[от 1000₽] — Программа концерта состоит из знаменитых сочинений, которые принято называть популярной классикой. Эта музыка, написанная в разное время, в разных странах и разных жанрах, сумела покорить сердца публики и пользуется неизменной любовью во всём мире не одно столетие. «Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха — пожалуй, самое известное произведение, когда- либо созданное для органа. Эта музыка — блестящая органная импровизация гения. Одна из тех великих импровизаций, которые будят мысли и чувства и никого не оставляют равнодушным. Тем не менее, в последние десятилетия прошедшего века авторство этого выдающегося сочинения подвергалось некоторому сомнению. Исследователи спорят также о времени написания опуса. Оригинал нотного текста утерян, первая публикация, основанная на рукописной копии немецкого органиста Иоганнеса Рингка (1717- 1778г.) появилась лишь в 1833 году благодаря усилиям Феликса Мендельсона. Толчком к созданию уникальных «Картинок с выставки» послужило посещение выдающимся русским классиком Мусоргским посмертной выставки художника Виктора Гартмана, близкого друга Модеста Петровича. Стремясь почтить память художника, Мусоргский приступает к работе летом 1874 года. В письме к критику В. Стасову (которому он посвятит завершённый труд) Модест Петрович отмечает:«...звуки и мысли в воздухе повисли...едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать». Весь цикл был готов за три недели! Композитор предлагает совершить воображаемую прогулку по выставке. Вместе с Мусоргским, переходя от картины к картине, от предмета к предмету, слушатели совершают необычное путешествие. Музыка то подвижна, как непоседливый гном, то протяжна и лирична, как песня трубадура под стенами старого замка, то мощна и торжественна, как колокольный перезвон во время народных гуляний. Столь яркие художественные образы легко представить и запомнить, их узнают и взрослые, и дети. Некоторая ироничность и неподражаемая образность присущи и широко известной симфонической поэме уникально одарённого Камиля Сен-Санса, которого Пётр Ильич Чайковский характеризовал как «представителя идеи прогресса в музыке». И хотя Модест Петрович Мусоргский, слышавший «Пляску смерти» в 1875 году во время гастролей Сен-Санса в России, отнёсся к опусу французского композитора весьма скептически, поэма, как и цикл «Картинки с выставки», выдержала испытание временем. Эти сочинения продолжают звучать во множестве аранжировок, интерпретаций и переложений. Сегодня в сопровождении красочной песочной анимации вы услышите их в исполнении органа. Исполнители: Мастер песочной анимации Лидия Миллер Лауреаты международных конкурсов Иван Гавриков-орган